Постоянные читатели

суббота, 19 февраля 2011 г.

Мастер Муси - шедевр достойный известности!)




Вместо эпиграфа — возмущённый крик: они так и не рассказали, откуда же у Гинко европейская одежда!! (и почему его за неё никто не побил)

Вообще, "Мушиши" — это аниме, популярность которого повергает меня в полный ступор. Потому что её не должно быть. Потому что оно никаким вообще образом не вписывается ни в какие каноны и форматы. Потому что по нему нельзя придумать яойный фанфик, там нет драмы, там нет линейного сюжета, там вообще полтора персонажа! Ну как, объясните мне?

Кстати, "Мушиши" — рекордсмен по протяжённости для меня, я смотрела его полгода. Потому что позволяет. До сих пор из всех аниме-сериалов, имеющих новелльную структуру (тысячи их, например — "Путешествие Кино", "Бугипоп", "Мононоке", "Бибоп" с "Чамплу", наконец), я не встречала ни одного где действительно на протяжении всего действия каждая отдельная новелла занимала бы не больше одной серии. Даже в "Кино" есть сдвоенные. Ну а уж под конец-то действия так и вообще.

Тут такого не будет. В "Мушиши" тупо нет кульминации, прям как в яое. Одна серия — одна история. Всё. Никаких связей, никаких флэшбеков, никакой драмы-драмы в прошлом главного героя. Впрочем, главный он очень условно: если в первых сериях Гинко кого-то лечит и разрешает конфликты, то чем дальше — тем больше он превращается в слушателя и помогает скорее советом, а то и просто присутствием. Теперь прибавим к этому: заставку без образов, просто из размытых зеленоватых пятен, некую безэмоциональность происходящего, полное отсутствие какой бы то ни было динамики, фансервиса, сентиментальности, трагизма... так что ж там есть-то?

"Мушиши" — чуть ли не уникальный пример аниме, держащегося почти полностью на сценарии. Не на визуальной составляющей, не на харизматичных персонажах, не на пересмешничестве, а именно на тех самых историях, которые нам рассказывают. Я сера и не могу оценить, насколько разные муши взяты из японской мифологии, а насколько — придуманы авторами, но, да, я знаю, что где-то и правда живёт тот-который-поедает-звуки- зимними-вечерами или тот-которого-можно-выгнать-из-себя- только-написанием-текстов. Они настолько меткие, что слушать про то, как какой-нибудь муши размножается, попросту интересно, как документальное кино смотреть. Это во-первых.

Во-вторых, действие построено на конфликте без противостояния. Идея простая и, на мой взгляд, единственно верная: есть мы, есть они. Мы не враги, мы разные. Лучшее, что можно сделать, это научиться жить вместе или разойтись, если нет — что ж, остаётся сильнейший. Но это не причина для ненависти и желания истребить. Вот и всё. Это так просто и совершенно без морализаторства нам преподносится, что искренне радуешься.

В-третьих, все истории заканчиваются счастливо, но это не "и прогнали они злобного муши и стало им хорошо" и не "и научились они жить вместе и кормить друг друга пряниками". Счастье — это возвращение к некой гармонии, которое подчас возможно только через гибель любимого человека или даже отказ от привычной формы бытия. Так или иначе, все эти истории — про приятие, просветление, умение жить дальше. Они гораздо больше про людей, в общем-то, чем про муши или борьбу с ними, по крайней мере, ближе к концу основной конфликт и переживание происходят внутри, а не снаружи.

Причём всё это подано в очень текстовой форме, без пересказа ощущений, но и без битья головой об пол. Притчево так, очень многие концовки — в духе "и я слышал, что они ещё долго жили в своём одиноком домике". Странный монтаж (в некоторых сериях — по три-четыре сцены, состоящих из одной фразы, пордяд!), пастельные тона. Всё это вместе даёт некое книжное ощущение.

Отдельно — образ главного героя, параллельно основного рассказчика. Да, он прекрасен. Вроде как всех спасает, но исключительно потому, что ему это самому интересно, вроде как сочувствует окружающим, но как-то чуть отстранённо, академично, когда его ткнули ножом (один из ровно двух напряжённых моментов за весь сериал, да), он подумал что-то в духе "ох, как бы отсюда поскорее свалить?" Гинко не проповедует, но делом показывает, как можно жить в гармонии с миром — в частности, с муши, он весь такой загадочный — как колористически, так и одет не по-японски, — но у него в анамнезе нет какой-то Эдакой Истории. То есть история есть, но она ничем не драматичней всех прочих, а то и менее драматична. Потому что он не какой-то особенный избранный и вообще пуп земли, а просто один из. Гинко похож на незлого троечника (отдельный респект сэйю за этот эффект, он говорит так, как будто очень торопится и то ли боится, то ли спешит забыть, — но при этом в его поведении никакой забитости нет. Именно — троечник). Взирающий на мир с незлым и немрачным сарказмом. И, соответственно, показывающий зрителю мир с этой точки.

Короче говоря, я считаю, что "Мушиши" — определённый шедевр, должен быть записан в анналы и прочая и прочая — как пример правильной повседневности, скажем (потому что волшебное там — именно что повседневно), ну или как пример замечательной мистики. Без паранойи и без войны. Или просто как сборник прекрасных притч.

А ещё это идеальное аниме на ночь. Оставляет после себя феноменально светлое чувство и мимолётную задумчивость. А ещё — оно наполнено какой-то всепоглощающей, хоть и совсем не лазущей в глаза, любовью к миру. 10/10.

6 комментариев: