Постоянные читатели

пятница, 25 февраля 2011 г.

Радуга: Семеро из шестой камеры - романтика жизни за решеткой)






Если зайти на один небезызвестный портал, посвященный современному массовому кинематографу, и открыть там рейтинг зрительских оценок в разделе «драма», то удивительным образом окажется, что первые позиции занимают две картины, рассказывающие о тяжелых судьбах тюремных заключенных. Закрыв глаза на то, что оба топовых фильма являются экранизациями литературных произведений, и уж совсем зажмурившись от того, что любой рейтинг – это вещь более чем условная и менее чем объективная, факт останется фактом: драматургия атмосферы мест не столь отдаленных будоражит сердца публики и не оставляет её равнодушной.

В аниме-индустрии авторы эту тему по какой-то причине в упор не замечают (как, к слову, не замечают и многого другого). Впрочем, с выходом аниме Rainbow первый шаг в восполнении этого пробела был сделан. И сделан он был ни абы кем, а студией Madhouse, что само по себе должно было дать гарантию того, что перед нами предстанет не сырой полуфабрикат, а нечто более цельное, осмысленное и достойно-исполненное. Смущала лишь персона режиссера Кодзина Хироси, не снявшего самостоятельно практически ничего, кроме убогого и бездарного Supernatural Detective. Впрочем, жизнь, как правило, дает второй шанс на исправление.

Действие Радуги помещено во времена середины прошлого столетия, ставшего переломной вехой в современной истории Страны Восходящего Солнца: послевоенная разруха, полный разброд и шатание в обществе, никаких предпосылок для невероятного «японского чуда». Вместо этого – преступность, нищета, необразованность и позор поставленной на колени нации, привыкшей жить с гордо поднятой вверх головой. Молодое поколение, обреченное на искупление грехов своих недальновидных предков, вынуждено было жить и действовать методом проб и ошибок, исправления этих ошибок и совершения новых. Кто-то ломался, кто-то бежал, а кто-то делал выводы и находил в себе силы жить дальше. Везунчикам того времени уроки школы жизни читались в образовательных учреждениях и семьях, кому же повезло меньше воспитывались на улице, а кому не повезло совсем – в исправительных местах лишения свободы. Именно к последним и относятся главные действующие лица картины: семеро подростков, по разным причинам оказавшихся в колонии для несовершеннолетних. И на этом моменте стоит чуть заострить внимание.

Извечная проблема аниме-культуры в её чрезмерной порой ориентированности на зрителя как раз таки несовершеннолетнего. Нет, дело вовсе не в том, что человек до 18 лет не может мыслить по-взрослому – тут, как говорится, если мозгов нет в 18 (плюс-минус год-два), то их не будет и в 30, и в 50. Дело в другом: зачастую аниме-авторы берут атмосферу «взрослого мира», но помещают в него «героев-школьников» и заставляют их действовать по «школьному сценарию». Согласитесь, тюремная обстановка в школьной интерпретации была бы заранее обречена на провал. Но, хвала всем японским ками, создатели Rainbow детский сад здесь не устраивают и школьников в полосатую тюремную униформу не переодевают.

Мир Радуги в общем и в целом соответствует заявленному перед началом каждого эпизода «Мы старались передать дух той эпохи». Общий упадок общества, погрязшего в социальной грязи, передается через многочисленные примеры проявления насилия, унижений, издевательств всеми мыслимыми и немыслимыми видами моральных имбецилов. Обстановка дополнительно нагнетается «прелестями» жизни на зоне: произвол ополоумевших в собственной жестокости надзирателей, продажность руководства колонии, бесчеловечное и полное омерзения поведение сокамерников. В противовес ставится отчаянная и полная мужественной чести борьба нашей семерки. Все это, разумеется, не может не сыграть пронзительной мелодии на струнах души нормального человека, который в состоянии отличать "плохое" от "хорошего".

Тем не менее, поначалу не покидают опасения, что на протяжении двух десятков серий нам станут рассказывать жалостливую историю про то, как семеро четких уголовников устанавливают справедливость и борются за свою свободу, жизнь и вообще мир во всем мире. Также здесь время от времени явно перебарщивают с тюремщиной: каждую минуту вставляют зэковский жаргон, каждую серию шмаляют косяки – как будто бы авторы во всю мочь пытаются доказать, что у них аниме и в самом деле про тюрьму, а не про спортивный зал. Эффект же от этих стараний выходит прямо-противоположный: в первых сериях так десяти «Радуга: Семеро из шестой камеры» больше походит на эмуляцию, моделирование "мира тюрьмы", но никак не на отображение реального положения дел. Своего рода "игра", где у каждого из героев есть какой-то запас "жизней" и есть пресловутые "save-поинты", но напрочь отсутствует понятие "Game over".

В попытке показать ужасающую сторону жизни и рассказать зрителю о том, что ничто сволочное людям не чуждо, Rainbow в полной мере можно считать духовным наследником-отпрыском таких работ, как Ultimate Survivor Kaiji, The Legend of Mahjong: Akagi, One Outs, принадлежащих руке более именитого режиссера студии Сато Юдзо. Закадровые комментарии, стоп-кадры, психологические нравоучения – все это, безусловно, перенятый стиль Юдзо, который здесь, чего уж скрывать, уместен. Параллели можно проводить и на уровне дизайнерского оформления: все отрицательные персонажи выполнены в резко-очерченном демоническом стиле, который был фирменной карточкой Кайдзи. Аналогичное сходство видится и во внутреннем содержании работы, прежде всего, сама по себе конфликтная ситуация «несправедливого общества» и выживания в ней тех, на кого незаслуженного оказывается повешен ярлык «отброса».

Тем не менее, проблематика Радуги не вчистую копируется и пересказывается другими словами, нет. В Кайдзи была битва умов, испытание крепости нервов: кто раньше слетал с катушек, тот и проигрывал. Здесь все куда буквальнее: герои размахивают кулаками, разбивают головы, ломают кости. Составляющая боевика здесь вышла добротной. Это и плюс, это и минус.

Пронзительность драмы Ultimate Survivor Kaiji была в том, что нам показывали животную сторону вроде как человеческого общества, тут напротив – в жестокой атмосфере тюрьмы вдруг находится место человечности. Если в Кайдзи "зло" торжествовало безраздельно и полноправно, если в One Outs "добро" было заведомо сильнее и на десять голов выше, то здесь – здесь добро карает за пережитые страдания. С одной стороны наличие двух диаметрально противоположных «лагерей добра и зла» упрощает сюжет, но с другой – становится его некоей изюминкой.

И зовется здешний «изюм» такой типично-братанской кликухой-погоняловой Старшой. Это образ, построенный на полном контрасте и противопоставлении атмосфере, царящей в колонии. Именно он воплощает все человечное, что в теории может спасать отчаявшихся и падших духом людей, когда те попадают в патовые ситуации. Безусловно, образ идеализированный, нереалистичный, но суть не в этом. Суть опять-таки в разительной антитезе. Показать, что даже в самых безвыходных случаях есть путь, позволяющий оставаться человеком, чего бы это ни стоило, а не превращаться в животное, озлобленно прикрывающее свое причинное место.

Старшой – это тот самый позабытый персонаж боевиков из середины 90-х. Сильный, храбрый, мужественный. Готов терпеть до последнего, но когда чаща переполняется, то ударами справа и слева выбивает дурь из каждого загнавшегося урода, вколачивая в него значения таких слов, как "справедливость" и "честность". В пору повальной моды на более свободолюбивых героев-одиночек, бродящих, где вздумается и гуляющих сами по себе, Старшой вызывает приятное чувство ностальгии. Вот этой вот своей несовременной боевиковостью, оставшейся где-то в прошлом веке, со свойственными ей тюремным благородством и бандитской романтикой, сериал напомнил Gungrave с его такими же угловатыми, брутальными, но жутко притягательными образами.

К сожалению, нельзя сказать, что остальная шестерка условно центральных персонажей вышла настолько же интересной и разноплановой. Это становится особенно заметно во второй части сериала, которая вызывает самые большие нарекания. Как-то вдруг боевик превращается в студенческую повседневность с проблемами бытовухи. Нет, определенная интрига сохраняется, но сюжет теряет цельность повествования. Скорее превращается в мини-истории, по сути, никак не связанные друг с другом. Аниме перестает быть единым полотном и рвется на отдельные лоскуты.

Каков итог? «Радуга: Семеро из шестой камеры» провоцирует. Напоминает, что мы слишком часто закрываем глаза, удивляясь потом, почему же мир вокруг как будто бы вдруг превратился в настолько мерзкое и бездушное местечко. Кто-то скажет, что утрированно – будет прав. Наивно – тоже есть. Но не смешно, и это главное. Крики и вопли здесь как раз к месту и от их звука хочется не саркастично хихикать, а сжимать кулаки до белых костяшек и переживать за судьбы героев.

Есть, например, такое аниме Blassreiter. Очень средненькое аниме, но за счет все того же затрагивания тем о людском сволочизме оно выезжает и заслуживает хорошей оценки. То же самое и здесь. Да, это больно, да, это важно, но это абсолютно не ново. Такие произведения сложно (а я бы даже сказал - невозможно) оценивать с холодной головой. Потому что именно степень горячности головы и говорит о том, насколько зритель в принципе восприимчив к таким вещам, как сочувствие к чужой боли.

Если Вы еще не успели превратиться в конченого циника или уж совсем разочароваться в аниме, людях и жизни вообще, то смотреть «Радуга: Семеро из шестой камеры» стоит. Под сердцем время от времени будет покалывать.

18 комментариев:

  1. Не хотелось бы сейчас смотреть драму, но буду иметь ввиду)

    ОтветитьУдалить
  2. Занятно, занесу в аниме-лист.

    ОтветитьУдалить
  3. Не смотрел кстати. Будет время- исправим.

    ОтветитьУдалить
  4. отличный у вас блог! подписался)

    ОтветитьУдалить
  5. На что из художественного кино похоже?

    ОтветитьУдалить
  6. Возможно посмотрю. В любом случае спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Драмы вещь классная. Любимый жанр :)

    ОтветитьУдалить
  8. статьи желательно под кат - бложик быстрее грузится

    ОтветитьУдалить
  9. Прочитал статью, доводы убедили меня посмотреть Радуга: Семеро из шестой камеры. 8)

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за рецензию, давно хотел посмотреть ету анимеху

    ОтветитьУдалить
  11. посмотрел две серии но что то не зацепило, может через месяц попробую ещё раз глянуть

    ОтветитьУдалить
  12. Хм, а я "не часто закрываю глаза". I lol'd.

    ОтветитьУдалить
  13. занятно, правда уже не помню почему застопорился на 4 или 5 серии, может и стоит досмотреть.

    ОтветитьУдалить