Постоянные читатели

суббота, 19 февраля 2011 г.

GTO или просто мой личный Ангел Хранитель)))





Да нет, разумеется, это аниме не призывает всех учителей начинать валять дурака, брататься с учениками и забросить подготовку к экзаменам. :) Ну хотя бы потому, что оно повествует несколько о другом: не об учителе-предметнике, главная задача которого - дать знания, а об учителе в более широком смысле этого слова. Не просто источнике знаний.

Не думаю, что Онизука - это пример для подражания. Хотя бы потому, что подражать ему очень сложно, даже если и будет желание. Пример подражания анимешному Онизуке - это Онизука из Live Action, и смотрится он жалко, на мой взгляд. Хотя вроде бы почти всё то же самое делает. Но он просто обычный парень, которому взбрела в голову необычная идея и хватило смелости ее воплотить. В Онизуке же из аниме есть нечто сверхъестественное. Непостижимое. :)

Во-первых, в нем сочетаются вещи, казалось бы, несочетаемые: парадоксальное сочетание развязно-распущенного поведения и непорочности, законопослушности и наплевательского отношения к закону. Даже рисовка подчеркивает в Онизуке контрасты, причем переходы между «нормальным» видом и нарочито гиперболизированным происходят просто с головокружительной быстротой. Он почти неуязвим, фантастически вынослив и столь же фантастически быстро приходит в себя; кроме того, он может показывать невероятные результаты — действительно невероятные, просто даже физически (см. серии про соревнования с физруком в бассейне и про экзамены). Он питает слабость к театральным костюмам и обладает способностью неверояно быстро переодеваться (когда он, например, успел это сделать в сцене педсовета?). Он проникает везде «как таракан», выпрыгивает как чертик из табакерки; он толкает на поступки, объяснить которые потом можно только фразой «бес попутал». Даже имя у него "с намёком": «они» — это демоны в японской мифологии, человекоподобные, обладающие магической силой и имеющие весьма крутой нрав. Однако с европейским сатаной они всё-таки не так уж похожи, потому что могут быть полезны людям (помогать по доброй воле или же служить своеобразным козлом отпущения). Кроме того, в старину «они» называли бродячих актеров и музыкантов, разбойников и даже служителей культа - то есть всех "непохожих", "других".

Мне кажется, что эта вот любовь к шуткам и лукавым проделкам, способность изменять свой облик, способность противостоять всем испытаниям, двойственность природы и при этом жертвенность - признаки того, кого принято называть трикстером, т.е. «первичного «космического» создания божественно-животной природы: с одной стороны, высшего по отношению к человеку благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой — низшего по отношению к нему из-за своей нерассудительности и бессознательности». :)

Трикстер - это ниспровергатель канонов. Частенько он замечает то, что не хотят замечать, превращает устоявшиеся обычаи в фарс, как бы компенсируя однобокость общества.
Трикстеру нельзя подражать. Он неподражаем. :)

Это было во-первых. Во-вторых будет как раз про "нерассудительность и бессознательность". А также про попрание законов педагогики.

Нет, я не буду спорить с тем, что Каменский и Макаренко были великими педагогами. И то, что они говорили - оно правильно. И, кстати, я хочу обратить внимание на то, что в аниме есть и другие учителя, помимо Онизуки. И если это человек неравнодушный, любящий свою профессию - он уже неплохой учитель. Фуюцки - хороший учитель. Сайто, из-за которого весь класс разочаровался в человечестве - он ведь тоже замечательный учитель, если смог добиться такого к себе доверия. Даже Учиямада однажды помог обрести в жизни что-то важное своей ученице.

Онизука же - это напоминание всем о том, что педагогика не наука, в которой действуют жесткие законы, срабатывающие всегда и везде, а искусство. Нет рецептов на все случаи жизни. Жизнь непредсказуема, а люди все разные. "Меньше думайте, больше доверяйте интуиции!"

Онизука не прочел ни одной книги о том, как надо учить детей. Да, его методы эффективны, но он хоть задумывается о том, что будет делать? *Эта фраза должна быть произнесена возмущенным тоном кем-нибудь из многочисленных учителей с высшим педагогическим образованием, потрясающих воздетым перстом* Такое ощущение, что он никогда ничего не планирует, всё происходит случайно и как бы само собой. А как же педагогические цели и задачи? Не говоря уж о желании не ударить в грязь лицом? Ну в самом деле: Онизука ведь прекрасно видит проблемы своих учеников, но специально ничего не предпринимает. Не строит педагогических планов, не размышляет над тем, что предпринять… Не старается казаться лучше, чем он есть. Он или пользуется случаем, или действует под влиянием сиюминутного решения (на первый взгляд дурацкого).

Вот кстати о сиюминутности. Мне кажется, что Онизука — идеальное воплощение дзэнской философии и мировосприятия, в том числе и одного из основных ее принципов - не-деяния, спонтанности. Когда человек научится отпускать свой ум так, что тот начинает действовать со всей присущей ему от природы цельностью и спонтанностью, — в человеке начинает проявляться немыслимая искусность и творческая сила. Эта сила - основной принцип всех видов искусства. Да, искусство (любое) подчиняется законам - это несомненно. Да, нужно владеть техникой, какими-то приемами. Но всё же лучшие произведения искусства содержат элемент случайного. А педагогика - это искусство.

(Шепотом: и еще мне кажется, что в упреках противников Онизуки есть немножко - совсем чуть-чуть ;) - зависти. Примерно такого чувства, какое испытывал Сальери к Моцарту. Ну почему, почему у него, такого раздолбая, неуча - получается? Тогда как надо приложить массу усилий, прочитать столько книг, приобрести какой-то опыт...)

О том, почему спонтанности боятся, хорошо сказано в рецензии Рассела Д. Джонса: она непредсказуема, ее проявления могут быть неприличны или некрасивы, а люди не хотят выглядеть идиотами. Онизуку же мало волнует то, как он выглядит в глазах других людей, он руководствуется лишь своими представлениями о справедливости. И он не боится быть смешным, валять дурака. "Тот, кто смеялся, изображал себя дураком, глупым — вызывал смех над самим собой. Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покрова этикета, церемониальности, искусственного, неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Обнажение уравнивает всех людей. При этом дурость — это та же нагота по своей функции. Дурость — это обнажение ума от всех условностей, от всех форм, привычек. Поэтому-то говорят и видят правду дураки. Они честны, правдивы, смелы. Они правдолюбцы, почти святые, но только «наизнанку»." (Прошу прощения за умные цитаты из Лихачева, но учителям, например brandr`у, они должны понравиться). ;)) Причем Онизука - это не Петросян с воздетым перстом, вещающий в клоунском наряде прописные истины. Он не показушник, не шут, который перейдет в категорию зрителей тогда, когда ему это будет выгодно (как долго считала Мияби). Нет, он никогда не будет зрителем (и не стал им).








Ну, и еще мне хотелось бы напомнить, что GTO - художественное произведение, а не руководство к действию. Оно не рецепты раздает, а заставляет задуматься. Вдохновляет. Смешит. Делает в тебе что-то лучше. Да просто поднимает настроение. Думаю, если сериал этого добился - он выполнил свою задачу. Как выполнил свою задачу Онизука - и ушел. Потому что в этом классе он больше не нужен. ;)



2 комментария:

  1. О мой герой Онидзука Эйкити, 22 года, холост.
    Я хочу стать таким же как ты! :3
    Отличная статья про гениальное аниме.

    ОтветитьУдалить
  2. Я сам страстный фанат, пересматривал огромное количество раз Гениальнее аниме пока не встречал и мало вероятно что встречу, а жаль!))))

    ОтветитьУдалить